Етеревскова Наташа Марковна,учитель-логопед
Консультация для родителей на тему: « Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги? Детиимеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейноечтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднемвозрасте. Дети с нетерпениемждут, когда же у мамыили папы найдется для них время. Чтобы ребенок рос психическиздоровым, ему необходимо полноценное общение сродителями, личностное общение,когда внимание уделяется ему полностью И совместное чтениедает такую возможность. Значениекниг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире,знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку егопервые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читатьнужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то современем ребенок начинает понимать структурупроизведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление.Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется,развивается воображение. Кроме того, у ребенкаформируется умение слушать,а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги вдетстве, рассказывали сказки, став взрослыми,много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается,что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтениявслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидаютот него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Неотказывайте ребенку, когда он проситпослушать, как он сам читает. Аспекты развития ребенка затрагивающие в процессе совместного чтения? Удовлетворение потребности в безопасности Когда ребенок сидит на коленяху мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во времячтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единоепространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияниена формирование комфортного ощущениямира. Чувство ценности и значимости своего«Я» и своих интересов Когдародители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучшепонять его взгляды, у ребенка формируется представлениео себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как имуделяют внимание такие важные люди – родители). Формирование ценностей Книгавлияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживаютразные жизненные ситуации, созвучные с миромребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такоедобро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг,честь. И задачародителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизниребенка. Отреагирование значимыхпереживаний Книга– это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегдаесть возможность совладать в привычной ситуации.Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхии трудности на пути к поставленной цели.Тем самым освобождаясь от своих собственныхстрахов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-тосюжет (или книгу целиком), если это созвучноего жизненной ситуации. Ребенок еще и еще разпереживает то, с чем он пока не может справиться в реальности. Обучение новым или необходимым моделям поведения Через книгу ребеноквоспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты),которые могут быть эффективны в различных жизненныхситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением,кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенкуувидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью. Какправило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтениекниг родителями своемуребенку можно рассматриватькак показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровеньнасилия и семейнойдисгармонии. Как правильно читать детям. Детив возрасте пяти лет любят семейные традиции, и с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививатьдетям любовь к книгам. Для этого нужно чтоб ежедневныечтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь.Постарайтесь понаблюдать за ребенком, и найдите время тогда, когда малыш спокоен и готов принимать от васинформацию в виде прочтения книг. У детей такие моменты спокойствия припадают на вечерние или послеобеденныечасы. Ребенок в таком возрасте уже умеет сосредоточить внимание на одном достаточно длительное время, ичитать им можно уже на протяжении часа. Если это не так и ребенку сложно сконцентрироваться и он постоянноотвлекается, то вам не стоит читать слишком долго, а также полезно будет поделатьупражнения для развития внимания. Нужнопомнить о том, что детям в возрасте 5 лет читать нужно с эмоциями, с выражением, особое внимание уделяйтеконкретным вещам (природа, персонажи). Дети вэтом возрасте обладают прекрасным умением фантазировать, воспользуйтесьэтим, и просите ребенка продолжитьрассказ, сказку. Не забывайте о чтении в ролях, это поможет хорошоразвить память, риторику. 1 июня 2024 в 17:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.